Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

К образу Петербурга обращались многие поэты и писатели. Особую любовь к нему питал Федор Михайлович Достоевский. Будучи урожденным москвичом, большой отрезок своей жизни он провел в тогдашней столице. Совершенно не удивительно, что к образу Петербурга он прибегал почти в каждом своем произведении. Петербург Достоевского – не фон развития действия, а само действие и главный герой. Это – «самый умышленный» и в то же время «самый фантастический город».

Какой облик являет Петербург читателю романа «Преступление и наказание»? Столица в глазах читателя – город «доходных домов, черных лестниц, похожих на гроб каморок, полицейских управлений и кабаков…». Петербург Достоевского кажется читателю болезненным и слабым. Этот эффект достигается благодаря правильному выбору цвета пейзажа. В романе город будто окрашен в желтый цвет. Пыльно-желтая коморка Раскольникова, желтые обои в доме процентщицы и комнатке Сони. Даже стены гостиницы, где остановился Свидригайлов окрашены в желтый цвет.

Атмосфера желтого цвета не единственное, что давит на всех героев романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, …, пыль и та особенная летняя вонь» - такой предстает перед читателем столица в начале романа. В душном квартале бедняков нет ничего, что бы могло радовать взор. Секунда за секундой, слово за словом, перед читателем рождается картина болезни и нищеты. Никто их героев романа не видит парадный Петербург: «Город бедный живёт своей привычной жизнью и, кажется, не подозревает о другом, парадном Петербурге». Каждый живет в осознании своей безысходности и «необъяснимого холода».

Достоевский воссоздает в романе даже мелкие детали быта петербуржцев 1860-х годов. Раскольников идет к ведру на лавке, чтобы смыть кровь с рук и топора; он же видит дворников с «книжками» - домовые книги, в которые вносилось имя всякого приезжего в столицу. В то же время Достоевский будто нарочно создает топографические ошибки своего города. Будто Петербург в романе и реальный – города-близнецы.

Петербург Достоевского – описание того, что он видел сам. Район Сенной площади был хорошо известен ему. Там же он поселил героев романа. Площадь играет не последнюю роль в развитии сюжета романа. Она – двигатель, который заставляет вращаться механизм романа. Не удивительно, что к ее описанию Достоевский подходит с необычайной скрупулезностью. Будто одна упущенная деталь и механизм не будет работать. Здесь Раскольников ходит каждый день, здесь он слышит «завтра, ровно в семь вечера» процентщица останется одна и здесь же он осознает всю серьезность своего поступка и раскаивается.

Таким образом Федор Михайлович «вдыхает» жизнь в мертвую картину столицы. Анализирую образ Петербурга, можно прийти к выводу, что именно он движет людьми. Вся атмосфера пыли, нищеты и безысходности толкает Раскольникова к убийству, а Соню к заработку «желтым билетиком». Петербург будто игрок, который передвигает всех героев романа по шахматной доске, верша их судьбы.

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения