Анализ главы Тамань (Герой нашего времени - роман Лермонтова)

В «Герое нашего времени» присутствует необычная концепция изложения и донесения информации до читателя. Присутствует разложение романа по частям, что является достаточно интересной задумкой автора, а также данные части разложены не хронологически, то есть не по тому, как должны идти действа в произведении с временной точки зрения. Общее разделение можно отметить как достаточно уникальный элемент в данной работе, ведь автор специально применил данный способ донесения смысла, чтобы наиболее ярко описать как главных, так и второстепенных персонажей, показать их со всех сторон и дать читателю возможность оценивать их поведение в различных ситуациях.

Цельного сюжета в романе не наблюдается, однако все части связывает главный участник произведения – герой Печорин, которого мы можем заметить как на Кавказе, так и в Тамани, Пятигорске и других местах. Он не является обыденным и скучным персонажем, поэтому и обычная жизнь не подходит для него. Обладая огромными способностями и ярким и запоминающимся образом, он сталкивается с разнообразными ситуациями, где читатель и может дать оценку его поведению.

В первой главе из дневника Григория Печорина «Тамани» мы и начинаем изучать внутреннее строение души героя. Вначале мы узнаем об отношении персонажа к данному месту пребывания, он отзывается о нем не очень лестно, говоря о том, что ему приходилось голодать, его чуть было не утопили, да и саму Тамань он называет «скверным городишком». Сюжетом данной главы является то, что Печорин прибывает в Тамань по службе, останавливаясь на проживание у странноватых людей – у необычной девушки и слепого мальчика. Поведение хозяев ему кажется странным, и он начинает тайно наблюдать за их делами и жизнью. Поняв в ходе слежки за ними, что они связаны с криминальными личностями, Григорий чуть сам не становится жертвой хозяйки, которая пыталась его утопить.

Именно в этой главе мы знакомимся с основными чертами характера героя, такие как любопытство, кратковременный, но очень сильный интерес, волю, настойчивость и решимость в делах. Он начинает следить за персонажами не с конкретной целью, а лишь для того, чтобы узнать их тайну, решить эту задачу всеми возможными ему способами. Он не задумывается о судьбах людей, в жизни которых он вмешивается, заботится лишь о своих интересах и потребностях. Лишь из любопытства он врывается в судьбы других персонажей, ненадолго пуская их в свою жизнь. Очень часто он сожалеет о содеянном. Например, после того, как он спасся от печальной участи утопленника, герой говорит о том, что не понимает для чего начал следить за этими людьми, которые не причиняли ему никакого вреда.

Анализ для 9 класса

"Герой нашего времени" - роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе "Тамань" автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя "лишним" человеком.

По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани,  наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.

Ундина

Девушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, "породистой" красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.

Янко

В этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.

Слепой мальчик

Несмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок - отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.

Таким образом, глава "Тамань" примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.

Анализ главы Тамань

Анализ главы Тамань

Популярные сочинения

  • Сочинение Примеры памяти из литературы

    Воспоминания – это окно в прошлое, и через это окно можно размышлять о принятых ими решениях и о будущем, которое ждет впереди. Тема памяти остро поднимается в пьесе Артура

  • Сочинение на тему Доброта в рассказе Чудесный доктор

    южет рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» основан на реальных событиях. Эта история произошла с семейством Мерцаловых. Емельян, глава семьи из-за своей болезни потерял

  • Сочинение на тему Моя квартира (описание)

    Мы с моими родителями живем в квартире пятиэтажного кирпичного дома. Она состоит из трех комнат. Они просторные и светлые. Как только заходишь в нашу квартиру. То можно увидеть большую квадратную

  • Сочинение Как я провел лето

    Лето закончилось, а это значит, что пора снова возвращаться к учебникам и тетрадкам. В первый учебный день у нас было немного уроков, а после них был классный час. На нем каждый ученик должен был рассказать, как провел лето.

  • Сочинение на тему Любовь к родителям

    Любовь - такое обширное и растяжимое понятие. Это самое сильное чувство на Земле. Любовь бывает к работе, к Родине, науке, друзьям, к противоположному полу. Но самая крепкая и непоколебимая любовь - родительская

  • Сочинение Душевные силы (9 класс рассуждение)

    Начнем наше рассуждение с того, а что же такое силы и откуда они у нас берутся?

  • Темное царство в пьесе Гроза - сочинение

    А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

  • Сочинение Что такое "обломовщина"?

    Понятие обломовщина впервые описывается И.А.Гончаровым в написанном им романе Обломов. Оно подразумевает под собой явление, когда в характере человека преобладают такие черты как лень, апатия

  • Сочинение на тему Письмо ветерану

    Здравствуй, дорогой ветеран! Я очень рад, что пишу Вам, герою, спасшему нашу страну от великой беды.

  • Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени сочинение

    Образцовое произведение, написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым «Герой нашего времени»-это глубоко аналитический роман, в голове которого находится индивидуум, его ум и душа