Сочинения по творчеству Островского

Александр Николаевич Островский – великий драматург, с творчества которого начинает свою историю русский национальный театр. За годы карьеры им написано около 50 пьес. Его произведения не претендовали на разрушение каких-либо устоев. Они всего лишь выставляли на всеобщее обозрение человеческие пороки, призывали к добру и правде. Главные герои – обычные люди. Этим они привлекали к себе представителей всех слоёв общества.

Все пьесы Островского показывают реальную жизнь России в самые переломные моменты истории. Драматург охватил проблемы всех российских сословий: купечества, чиновничества, дворянства, актёрской среды, учительства, студенчества, крестьянства.

Со временем тематический диапазон его произведений расширялся. В них переплетались семейно-бытовые, нравственно-бытовые и социально-политические мотивы. Обычно в пьесах Островского одна главная тема, которой подчиняются несколько частных. Завязка и развитие действия соответствуют жизненным реалиям, а финал всегда сценически эффектный. Персонажей у драматурга, как правило, немного, но автор блестяще рисует «натуру» каждого из них, показывая знание психологизма.

Первые же пьесы принесли драматургу славу художника-новатора. В них он поднял проблемы, ранее не встречавшиеся на сцене. Одной из наиболее полюбившихся зрителю пьес стала «Гроза», написанная в 1869 году. По мнению критиков, эта пьеса – народная трагедия, а Катерина – народный героический характер. Драма описывает небольшой городок, жители которого замкнуты в своём старом мирке и не хотят знать ничего нового. Молодая купчиха Катерина, наделённая чувством собственного достоинства, сопротивляется патриархальному устою. Доведённая до отчаяния, она изменила мужу и покончила с собой, не в силах вынести нравственных терзаний. Возвращению в дом владычицы «тёмного царства» Кабанихи она предпочла самоубийство.

Одной из лучших психологических пьес Островского считают «Бесприданницу». Лариса Огудалова, бесприданница, смиряется со своей участью стать «дорогой вещью» для любимого мужчины, который никогда не возьмёт её в жёны. В этот момент несостоявшийся жених Карандышев стреляет в неё. Смерть Лариса воспринимает как избавление, как возможность избежать нравственной гибели. Эти и другие пьесы Островского сочетают в себе главные черты – народность и реализм.