Петербург в творчестве Гоголя

Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба для него была предрешена ещё с самого основания. На протяжении многих столетий он непрестанно претерпевает множественные метаморфозы, неуклонно стремясь к своему совершенству. Сегодня Петербург представляет собой своеобразную квинтэссенцию культуры и эстетики, что заставляет невольно восхищаться многовековой историей её становления. В своих произведениях к нему обращались такие мастера слова, как Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и другие, но особенное значение касательно жизни Санкт-Петербурга имеет творчество Н. В. Гоголя. Так каков он на самом деле, этот загадочный и великолепный город на Неве?

В отличие от своих коллег на литературном поприще, Н.В. Гоголь уделяет особое внимание не природе или архитектурному стилю города, а в первую очередь именно тем, кто его непосредственно населяет. Писатель тщательно изучает социальные контрасты и противоречия, возникающие в петербургском обществе. За внешней поэтичностью Петербурга Гоголем раскрывается порочная человеческая сущность: торжество бездушия, эгоизма, лжи. Особенно ярко «портрет» Санкт-Петербурга проясняется в повести «Невский проспект», изображающей жизнь разных социальных кругов города, совершенно разных и пересекающихся, пожалуй, только на Невском проспекте. Писатель мимолетом отмечает, что не существует ничего лучше этой улицы-красавицы, по крайней мере, в Петербурге. Но она манит его не своим благолепием, а шумной многолюдностью, в которой его зоркий глаз и выявляет характеры жителей столицы.

Жизнь города будто негласно расписана по часам: утром его главная улица медленно заполняется сонным народом, спешащим на работу; к двенадцати появляются интеллигенты, к двум – бездельники, ближе к трем – снова чиновники, а затем, наконец, наступает тишина. С наступлением вечера Петербург начинает свою новую и таинственную ночную жизнь. Помпезность, изящество, пафос – все меркнет в холодных сумерках. Невский проспект перерождается. Здесь невольно придется столкнуться с ничтожеством и пошлостью, скрытыми за маской былой дневной красоты. Однако не каждый способен выдержать подобной картины, когда нежные мечты о прекрасном и светлом разбиваются о скалы жестокой реальности. Те, кто выбирает путь посредственности и лицемерия оказываются самыми жизнеспособными, и ничто не способно их поколебать. Остальных же, кто не может вынести трагичности своего положения, ждёт незавидная участь.

Петербург Гоголя предстает городом вечных противоречий, поэтому так ярко выражены его одновременная любовь и ненависть к нему за его двойственность характера. При этом писатель взывает не верить Невскому проспекту, ведь «он лжет во всякое время». Но стоит ли следовать его призыву? Этот выбор, безусловно, все-таки остаётся за читателем.

Сочинение 2

Николай Васильевич Гоголь – величайший классик, который вносил в свои произведения присутствие идеального и такого родного для него города. Он восхищался его приятной атмосферой и воспевал его в своих повестях. В течение своей жизни Гоголь отдавал предпочтение только двум местам на земле – Петербургу и Риму. Но и из этих двух мест выделял первое.

Еще в школе писатель влюбился в Петербург. Первый раз он посетил город в юношеском возрасте. Там ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде Гоголь жил в Украине, которая в его сознании осталась светлым пятном. Петербург же, напротив, виделся ему серым, безжизненным и выматывающим. Люди больше походили на муравьев, которые были вынуждены постоянно шевелиться, чтобы выжить. Через годы поэт уже имел четкое представление о городе, его устоях, традициях и темпе жизни. Но, несмотря на это, Петербург привлекал его.

Город в тумане подвергся преображению и заполнил основные эпизоды творчества. Почти в каждом произведении, в различной мере имеет место упоминание об этом городе. Писатель описывает Петербург так, как представлял его еще до того, как побывал там. Он пишет о царице, исполняющей просьбы простых людей, о чудесах, которые никто раньше не видывал. Наряду с прекрасной стороной, описываются его темные черты, не имеющие четкого разграничения.

Также Гоголь описывает Петербург с точки зрения реализма. В этом случае он звучит как город, охваченный руководством грязных чиновников, которые существуют за счет бюрократии. Чтобы эти произведения не выглядели совсем мрачными, автор выражался с помощью сатиры.

Одно из многих произведений писателя «Невский Проспект» раскрывает город с двух сторон. Сначала автор восторгается, говоря, что в Петербурге нет лучшего места, чем Невский проспект. Когда вдоль и поперек серого проспекта ходят такие же серые люди, то, помимо красоты города, можно еще говорить о его пустоте и бездуховности.

Драматургом подчеркивается, что Петербург погряз в пафосе, трагедии, наигранности и фарсе. Этот город подчиняется своим личным законам.

Творчество Николая Васильевича Гоголя наталкивает на вывод о том, что Петербург он связал с людьми, которые потеряли свое истинное лицо, с нереальными и иногда аморальными событиями внутри города, редким преобладанием мертвых над живыми, невозможность описываемого просматривается в каждой строчке.

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург в творчестве Гоголя

Популярные сочинения