Сочинение Помещики в Мертвых душах Гоголя

Манилов

Одним из помещиков является Манилов, который мечтал создать что-то наподобие заграницы. Он живет мечтами, придумывает проекты. Которые невозможно реализовать. Манилов беззаботный человек. Он хоть и внешне приятен, на первый взгляд, но очень скучен. Его не интересовало хозяйство.

Коробочка

Героиня коробочка занимается торговлей. Она вдова, про детей ничего не известно, также глупая и недоверчивая старуха. Зовут ее Настасья Петровна. Она копит свои сбережения, и не понятно для чего ей нужно столько накопленных денег. Настасья торгует абсолютно всем. Будь это просто мед или же мертвые души. Она черствая и бездушная. У нее только одна цель-это продажа. А деньги с продаж складывать в мешочек. Самое поганое, что она никогда не угомонится. Хочет продать мертвые души Чичикову выгодно.

Ноздрев

Подлый тридцатипятилетний помещик, который любит злоупотребить алкоголем, также он игрок и хулиган. Он очень пакостный человек, готовить нагадить хоть кому. У него нет цели в жизни, живет он беспорядочно. Он не следит за своим хозяйством, для него это не главное. Он предпочитает курить трубку. А также его интерес-это собаки. У себя на поместье он держит псарню. Ноздрев наглый, бесчестный, и к тому же лгун. Его супруга умерла, оставив двоих детей, о которых заботиться няня. Ноздрев любить играть в карты, порой проигрывает очень много денег. А если выигрывает, то тратит на всякие развлечения.

Собакевич

Помещик крепкого телосложения, пошел в отца. Женат, есть дети. Его душа давно стала черствой. Он очень грубый, считает всех обманщиками. Называет людей свиньями, даже порядочными. Хотя на деле сам является настоящей свиньей.

Плюшкин

Самый ужасный помещик из всех вышеперечисленных. Очень жадный, даже себя может морить голодом. Он собирает весь хлам и сам не понимает для чего это ему нужно. Плюшкин-неряха и жестокий человек. У него имеется около тысячи крепостных крестьян, но сам он может питаться сухарями. Даже внешне он не приятен, лицо худое, нет зубов, ходит в лохмотьях. Его внешний вид вызывает брезгливость. Плюшкин лицемер, любит поспорить, поругаться. Он очень алчный, постоянно хочет нажиться. Он очень скупой, это проявляется во всем, в еде, одежде. Он копит деньги, не тратив ни копейки ни на себя ни на родных. Он ничтожный и гадкий, хоть и богатый человек, но довел себя до такого постыдного состояния. Он словно самый нищий человек.

Образы помещиков

Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять. И за это дело берется Николай Васильевич Гоголь, который сказал, что его произведение вызвало огромный шум и беспокойство.

Сюжет поэмы наипростейший и заключается в том, что обыкновенный аферист Чичиков приезжает в небольшой городок, чтобы купить у помещиков мертвых крестьян. Ряд провинциальных господ открывает Манилов, где автор сравнивает его с котом, показывая его доброту, гостеприимность и вежливость. Смешным представлен эпизод, когда герой не желая войти в комнату первым, протискивается с Чичиковым вместе. Однако, Манилов в этой жизни бесполезен, так как он не сделал ничего полезного. Это видно даже в описании писателем поместья, где царит полная бесхозность. А вся умственная деятельность героя ограничивается лишь фантазиями. Он считает, что отношения между людьми должны быть праздничными без столкновений и противоречий. Совершенно не зная жизнь, Манилов смотрит на окружающий мир сквозь розовые очки.

Очередным потенциальным помещиком представлена Коробочка, поражающая читателя скупостью и хитростью. Можно понять, откуда у героини такая фамилия. Коробочка была одной из тех людей, которые жалуются на неурожая, а сами тем самым откладывают некоторую сумму.

Но не все помещики кажутся тихими и безобидными. Беззаботная жизнь привела к разгильдяйству и полной деградации Ноздрева. По отношению к людям он держится нагло. И хотя Ноздрев авантюрист по натуре, то по достоинству оценивает мошенничество Чичикова.

 У Собакевича в хозяйстве все сделано добротно и прочно. Но все равно это не производит благоприятного впечатления. Этот помещик является яростным крепостником, не упустившим своей выгоды даже в продаже покойных  крестьян. Когда идет его торговля с Чичиковым, то отчетливо видно, как проявляется стремление к наживе и жадность. Внешний облик Ноздрева подчеркивается интерьером поместья. Мы видим, что на картинах нарисованы богатыри, мебель же похожа на самого хозяина. Все блюда подаются в большом количестве и очень сытные.

Ряд помещиков замыкает Плюшкин, один из самых страшных и комичных героев. Мы видим, как этот герой постепенно деградировал, потеряв свой человеческий облик. Этот человек никому не верит, думает, что окружающие ему хотят навредить. Он отказался от родной дочери и послал проклятья сыновьям. Гостей он не принимает, да и сам никуда не ходит. Когда-то он был образцовым помещиком  с процветающим имением. Но его скупость переросла в скаредность.  Писатель показывает огромную жадность Плюшкина, рисуя большие запасы разного добра в его доме. Чрезмерная скупость довела помещика до полного упадка. Перед нами он предстает даже не как человек, а просто «бесполое существо». Он вызывает у читателей лишь горькое сочувствие.

 В произведении Гоголь не зря высмеивает местное дворянство. Образы Плюшкиных и Маниловых созданы настолько ярко, что их фамилии стали нарицательными. Сегодня мы также используем понятие маниловщины и сравниваем людей с ноздревыми и собакевичами.

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

В «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя помещичья Россия предстала в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина – пяти героев, отразивших разнообразие человеческих типов и связанных главной задачей автора: проследить стадии превращения живого человека в мёртвую душу.

Тема покупки Чичиковым мёртвых крестьян, которых можно приобрести только на бумаге, пересекается с темой исследования сущности крепостничества и его блюстителей – поместных дворян.

От главы к главе читатель всё больше убеждается, что мёртвые души – это сами помещики, с которыми встречается Чичиков. Их жизненные цели, образ существования не несут в себе главного – ощущения радости жизни.

Они будто заживо сошли под своды склепа, где нет живой энергии, радостного смеха, сияющих глаз. В них пропало желание делать добро и бескорыстно любить людей и мир, а осталась повседневная тупая забота о материальной пользе и росте богатства.

Расположение героев в том порядке, в каком их навещает Чичиков, неслучайно. Каждый последующий в цепи образов – это логичная ступень вниз на пути нравственной деградации.

Так, у Манилова ещё сохраняются черты симпатичного милого человека. Он заботится о своих детях, нежно любит жену, гостеприимен и может поддержать беседу. Он вполне светский приятный человек.

Правда, хозяин из него никакой. Ни о живых, ни о мёртвых своих крестьянах он не думает и ничего не знает. Его фантазии о строительстве каменного моста или подземного хода выдают в нём человека, оторванного от реальности и глупого. Но душа его отзывается на всё прекрасное, он способен мечтать.

Следующие же через одну встречи Павла Ивановича с Коробочкой и Собакевичем дают представление о том, как разрушительно для души повседневное скопидомство, стремление  к материальному благополучию и забвение о духовных потребностях. Коробочка стала похожей на запасливого зверька, рассовавшего по норам всякую ветошь.

А у Собакевича это нашло выражение в плотоядном угождении своему желудку. Обжорство сделало его похожим на медведя. О тонких материях, душевных переживаний, об искусстве с Михаилом Семёновичем  говорить неуместно. Он стал воплощением промежуточной стадии от человека к дикой природе. Только умение хорошо считать, блюсти свою выгоду и изъясняться в пределах этих интересов выдаёт в нём человеческую особь.

В Плюшкине же Гоголь показал полное омертвение всего человеческого. Ничто не способно принести радость этому герою. Он жалок, омерзителен и трагичен одновременно. Как паук, снуёт он по своей хозяйственной паутине, не замечая, что его богатство призрачно.

 Всё произведённое его крестьянами обращается в пыль и навоз, потому что этот скаред не может сложить цену на вещи и сдать покупщикам.  У Плюшкина нет ни отцовских чувств, ни человеческого облика. Он носит тряпьё, делающее его похожим на бабу. Автор называет его прорехой на человечестве.

Среди всех героев-помещиков, в разной мере занимающихся хозяйством, Гоголь вывел образ человека-игрока. Этот тип встречается и в других произведениях писателя и в целом очень характерен для русского общества.

Содержанием Ноздрёва является неуёмное желание менять всё, что у него под рукой, или ставить на карточный кон. Он личность скандальная и бесчестная. Горе крестьянам, у которых помещик игрок. Он везёт на ярмарку плоды труда своих крестьян, а обратно является, всё пропив и проиграв. Такой может и душу продать, в его глазах ничто не имеет цены.

Галерея образов помещиков, выведенная в «Мёртвых душах», помогала читателям и всем думающим людям понять истоки бедственного положения большей части русского общества и причину нищеты простого народа, плодами труда которого бездарно распоряжается поместное дворянство.  

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сочинения