Сочинение по произведению Кавказский пленник Толстого (5 класс)
Л. Н. Толстой написал интересный рассказ «Кавказский пленник». В произведении писатель ведет повествование о храбрости и трусости, великодушии и предательстве, силе и безмолвии, сострадании и равнодушии. Благородными качествами автор наделил главного героя – русского офицера Жилина, противоположность его – сослуживец Костылин.
Персонажи рассказа оказываются в татарском плену. Жилин предпринимает разные попытки для освобождения себя и Костылина из неволи. В это время Костылин препятствует ему в осуществлении задуманного. Читатель негодует из-за трусости военного. Мне кажется, что будь я на месте Жилина, мне было бы сложно простить Костылину его поведение, а о том, чтобы рисковать жизнью за него, не может быть и речи.
Татары захватили русских военных только благодаря Костылину. Он был настолько напуган, что забыл об оружии, с помощью которого он мог бы обороняться. Это помогло бы бежать Жилину и Костылину. Вместо этого, он начал хлестать лошадь в попытке скрыться самому, и бросить товарища на произвол судьбы.
Я считаю, что этот подлый поступок мог бы положить начало чувству презрения и ненависти к Костылину. Но благородство Жилина позволило простить сослуживца, понять его поступок, и не осуждать. Поэтому, решившись на бегство, он забрал Костылина с собой.
Подобное поведение центрального персонажа заставляет восхищаться им. Стоит отметить, что из-за объемного телосложения Костылин быстро выбился из сил. Жилин, не задумываясь, взвалил его себе на спину, и, как бы ни тяжело было ему самому, потащил на себе. Не каждый может похвастаться подобной выносливостью. Он бы легко мог бросить офицера в лесу, и спасаться в одиночку.
Более того, только редкий смельчак предложил бы Костылину попытаться бежать еще раз, заведомо зная, что его снова придется тянуть на себе. Но моральные принципы Жилина не оставляют места ни сомнениям, ни боязни трудностей. Только когда Костылин твердо отказался от побега, Жилин начал вылезать из ямы.
Нет сомнений, что многие люди проиграют Жилину в благородстве, смелости и решительности. Его не сломила безнадежность ситуации. Он продолжал искать выход и с гордостью совершил подвиг. Несмотря на то, что Жилин и Костылин звучали в произведении одинаковое количество раз, именно Жилин стал главным героем. Потому что он человек, на которого должны равняться.
Рассуждение 2
В рассказе автор противопоставляет две манеры поведения, которые воплощены в образа х главных героев – офицеров, оказавшихся в плену. Весте с тем, Толстой, на примере Жилина, дает идеальный, по его мнению, образ отношения к жизни и окружающим.
При попадании в плен, требовании выкупа и попытках бежать Жилин демонстрирует не только стойкость, силу воли и способность переносить тяготы в экстремальных ситуациях, но и бодрое состояние духа. Он не унывает и не впадает в отчаяние тогда, когда находится в колодках и в яме и физически ничего не может сделать. В какой – то степени этот герой рассказа склонен подчиняться обстоятельствам, так как после удачного побега из плена он решает, что остаться на Кавказе в действующей армии – это, видимо, его судьба. Однако, по мере сил, Жилин пытается изменить решить проблемы, стояшщие пред ним.
Противопоставленный ему Костылин – пример другого подхода к жизни. Он надеется только на других, в результате чего проводит в плену гораздо больше времени, будучи отпущенным только после получения выкупа. На его примере Толстой желает показать, что в жизни нельзя быть толк наблюдателем и плыть по течению.
Кроме того, на примере Жилина, автор показывает важность хороших взаимоотношений с другими людьми. Несмотря на лишение свободы и перенесенное в плену, Жилин не испытывает ненависти к этому народу, названному в рассказе татарами, с представителями которого он ранее воевал, а сейчас лишен ими свободы. Пленный офицер чинит им часы, оружие, притом делает это просто по доброте душевно, не надеясь подобными услугами смягчить условия содержания или обрести свободу без выкупа. Именно куклы, сделанные для девочки Дины, в конце концов, приводят к тому, что Жилин подружился с ней и получил помощь в последнем удачном побеге. Толстой показывает на ряде примеров, что своим отношением к окружающим, отсутствием затаенной ненависти этот его герой заслужил уважение многих жителей аула. Вместе с тем, такое же отношение у держащих его в плену вызвало и его мужество, с которым он отказался простить за свой выкуп большую сумму. Этим писатель хотел показать, что хорошее отношение к людям далеко не всегда является следствием слабости и неспособности добиться своего силой.
Толстой учит читателей доброжелательно относиться ко всем людям, делать добро вперед, не ожидая чего-либо взамен и не отстраняться от окружающей действительности, насколько бы тяжелой она не была в данный момент.
По произведению Кавказский пленник
Популярные сочинения
-
Сочинение Онегин и Ленский (сравнительная характеристика 9 класс)
В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин писал больше чем о просто персонажах, писал больше чем просто интересный сюжет, и писал больше чем о насущных проблемах. Каждое произведения Пушкина
-
Сочинение на тему Мое любимое блюдо
В каждой семье обязательно есть своя кулинарная традиция. Наша передается в ней уже шестое поколение.
-
Сочинение по картине От штиля к урагану Айвазовского (описание)
Так же, как Шишкин является признанным мастером изображения лесных красот, так Айвазовский известен нам как убежденный, опытный маринист, работы которого поистине уникальны, гениальны, великолепны
-
Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика)
Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.
-
Сочинение Что значит жить, опережая время?
В жизни и литературе мы часто встречаем людей, про которых говорят: «он родился не в свое время». Звучит эта фраза очень странно. Что де это за люди такие? Люди, которые подходят под такое определение
-
Сочинение Моя будущая семья (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Семья занимает важное место в нашей жизни, ведь все знания и умения, которые имеем, мы приобретаем в семье. Основой служит семья, в которой мы родились. Это наши родители, прародители
-
Смысл моей жизни - сочинение 7, 8, 10 класс
Размышления над одновременно обычным и трудным вопросом «в чем же смысл жизни?» ведутся уже не один век, но ответы разнятся. Это философская проблема, обозначающая споры и дискуссии о понятии смысла
-
Сочинение Ася в повести Тургенева образ и характеристика)
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева есть много романтических произведений, одним из которых является повесть под названием «Ася». Это произведение не оставляет равнодушным никого
-
Легко ли быть другом? - сочинение-рассуждение
Легко ли быть другом? Я думаю, каждый задумывался на эту тему. Мне кажется, ответить на этот вопрос просто — быть другом нелегко. А вот, чтобы обосновать ответ, нужно сказать несколько слов.
-
Сочинение по роману Они сражались за Родину Шолохова
В своем романе «Они сражались за Родину» Михаил Шолохов описал жизнь и настоящий героизм простого советского народа в период Отечественной войны